Сделать стартовойДобавить в избранное
 
 
 
 
Мы армяне Гость номера Армянский бренд Это интересно Панармянские форумы Кулинарная Армения Вопросы и ответы
 
   
 
СЕКРЕТ 73

СЕКРЕТ 73...От Карена Кочаряна: "...никогда не забывайте слова нашего великого поэта Егише Чаренца - "...Наша сила в единстве..."
 

показать все статьи

 
     
 
   
 
Сингапурские чудеса армян

Сингапурские чудеса армян...За два столетия летопись острова и история армянских поселенцев настолько тесно переплелись между собой, что в пятидесятую годовщину независимости Сингапура символы армянского наследия небольшой общины были включены в праздничные мероприятия этой страны...
 

показать все статьи

 
     
 
   
 
НЕСГИБАЕМЫЙ АРЦАХ/Ашот Бегларян

НЕСГИБАЕМЫЙ АРЦАХ/Ашот Бегларян...Ашот Бегларян – помощник президента НКР, писатель, журналист, член союзов писателей Нагорного Карабаха и Армении
 

показать все статьи

 
     
 
   
 
Гимн СССР и Москвы: армянский след

Гимн СССР и Москвы: армянский след...Фамилии с окончанием на «...ян» встречаются при изучении истории гимна Москвы и СССР...
 

показать все статьи

 
     
 
   
 
Некоторые программы Министерства Диаспоры Республики Армении на 2017 год

Некоторые программы Министерства Диаспоры Республики Армении на 2017 год..."Ари Тун", Летняя школа "Спюрк", фестиваль "Поем песни Комитаса" и другие мероприятия, организованные Министерством Диаспоры Республика Армении в 2017 году...
 

показать все статьи

 
     
 
   
 
Сыр и мороженое в домашних условиях. Полезные советы...

Сыр и мороженое в домашних условиях. Полезные советы......Молоко, сметана, лимон и немного времени для вкусного и полезного домашнего сыра...Мороженое за 3 минуты плюс время на заморозку, по вкусу не уступает пломбиру...15 продуктов, которые не только помогут вам укрепить память, но и заставят ваш мозг работать более быстро и также регенерировать костную ткань.
 

показать все статьи

 
     
 
   
 
 
Приемная консулаДобро пожаловать в Приемную Консула Республики Армения в Грузии. Здесь Вы можете задать вопрос по любой, волнующей Вас, теме, связанной с консульскими услугами и, заполнив форму, направить электронное послание в адрес нашей редакции.
 

войти в приемную

 
     
 
   
 
Апостолы атомного века - Киракос Метаксян, Самвел Кочарянц, Артем Алиханов и другие

Апостолы атомного века - Киракос Метаксян, Самвел Кочарянц, Артем Алиханов и другие...Нам остается неотъемлемое право гордиться тем, что все эти действительно выдающиеся люди – наши соотечественники, тем, что в их жилах текла армянская кровь...
 

показать все вопросы и ответы

 
     
 
   
 
Европейские армянские игры-2017 в Женеве
 
Европейские армянские игры-2017 в Женеве
показать все репортажи
 
     
 
     
 
 
Архиепископ Паргев, Предводитель Арцахской (Нагорно-Карабахской) епархии Армянской Апостольской Церкви
 
 
Гость номера
 
   
Месяц сентябрь – особый месяц в многовековой истории Армении. национально-освободительного движения древнего Арцаха. 2-го сентября 1994 года была провозглашена независимая армянская республика – Арцах. Тремя годами ранее – 21 сентября была восстановлена государственность Армении.

Именно к этим датам мы приобщили беседу нашего корреспондента Николая Акопова с активным участником процесса борьбы за независимость Арцаха, предводителем епархии Св. Армянской Апостольской Православной Церкви в Нагорном Карабахе – архиепископом Паргевом

Архиепископ Паргев, Предводитель Арцахской (Нагорно-Карабахской) епархии Армянской Апостольской ЦерквиПредводитель Арцахской (Нагорно-Карабахской) епархии Армянской Апостольской Церкви архиепископ Паргев (в миру - Гурген Мартиросян) родился в 1954 году в Сумгаите. До 6 лет жил в селении Чардахлу, потом возвратился в Сумгаит. В 1966 году его семья переехала в Ереван; после окончания школы с математическим уклоном два года учился в Ереванском политехническом институте, затем перешел в Ереванский институт русского и иностранных языков, который окончил в 1976 году.
В 1980 году поступил в Эчмиадзинскую духовную академию; в 1985 году принял сан иеромонаха. Учился в аспирантуре Духовной академии Санкт-Петербурга, где защитил диссертацию. Кандидат богословия. В июне 1987 года назначен настоятелем монастыря Св. Рипсиме в Эчмиадзине.
С марта 1989 года – предводитель Арцахской (Нагорно-Карабахской) епархии ААЦ.
С 1993 года – член Священного Синода Святой Армянской Апостольской Церкви.
С 1999 года – архиепископ.


***

Отец Паргев, расскажите, пожалуйста, как Вы в советское атеистическое время пришли к Богу, и были ли какие-то моменты, которые заставили молодого человека-атеиста резко изменить свои взгляды?

- Во-первых, моя покойная бабушка нас со старшим братом воспитывала в вере, но потом советская школа сделала своё дело. И вот, однажды, когда я закончил третий класс и летом приехал в наше село Чардахлу, - спрашиваю у деда, который был для меня авторитетом: "Дед, бабушка говорит, что Бог есть, в школе говорят, что Бога нет; что скажешь?" Дед покрутил свои усы, посмотрел на меня и говорит: "Честно говоря, я лично Бога не видел, но - должен быть". Ответ для меня был, конечно, поразительным. А в девятом классе я стал почитывать Гегеля, - вот он всё поставил на свои места - безоговорочно; буквально за несколько секунд. Когда он говорит, что в мире везде правит мировой дух, или это мировой разум, или это космическое сознание, то, что другие называют Богом, ведь всё мироздание создано очень разумно, - я как-то на секунду представил себе эти метагалактики, галактики... и подумал - ну, это же как дважды два; и для меня этот вопрос за одну секунду стал абсолютно ясен. Я понял, что есть Бог, есть Мировой Разум, и после этого стал увлекаться разными религиозными течениями, мистическими учениями, но ещё толком не зная, что такое христианство. Увлёкся йогой, теософией, антропософией, буддизмом и т.д., а уж потом пришёл к христианству - именно через йогу и каббалистику, через магию. И там, и там однозначно говорится об Иисусе Христе и о том, что всё демоническое пасует перед ним. Я был поражён этим и решил для себя, что я должен узнать, кто такой Иисус Христос, т.к. для меня существовал вопрос: ну, Бог - понятно, но что значит - сын Божий... я как-то не мог этого хорошенько уразуметь для себя. И, занимаясь этим вопросом, я стал тем, кем являюсь сегодня.

- Что является одним из отличительных столпов христианства как учения?

- Вы знаете, отцы церкви говорят такую интересную вещь: все говорят об Отце-Боге, пытаются иметь понятие об Отце-Боге. Но путь к Отцу-Богу, к Творцу, лежит через Иисуса Христа, который чётко и ясно говорит: "Я есть Путь и Истина; Я победил мир сей, только через Меня вы сможете прийти к Отцу; без Меня вы ничего не сможете". Это слишком чётко и слишком однозначно.

- Поделитесь наиболее яркими впечатлениями о Католикосе всех армян Вазгене Первом.

Архиепископ Паргев, Предводитель Арцахской (Нагорно-Карабахской) епархии Армянской Апостольской Церкви - Можно много говорить о его достоинствах; но я расскажу один случай, очень интересный. Приехала делегация из Москвы, человек семьдесят - музыканты, искусствоведы, профессора, и в зале на втором этаже резиденции католикоса они задают ему вопросы. И вот, одна женщина в возрасте, профессор, спрашивает Вазгена Первого: "Скажите, Ваше Святейшество, а как случилось, что Вы стали католикосом?" Я задумался, не представляя, как же он ответит. Но он ответил очень лаконично и просто; он сказал: "Бывает". Все улыбнулись, и на этом вопрос был исчерпан.

- А как давно вы с ним познакомились?

- В 1980-ом году, когда поступил в Духовную Академию.

- Отец Паргев, скажите, насколько сильно изменилось мировоззрение христиан в Армении за последние двадцать лет, после развала СССР?

- В советскую эпоху, может быть, у нас было не такое количество верующих, но они очень горячо молились; они понимали всю сложность ситуации. Но армянский народ всегда с большим уважением относился к церкви. Может быть, большинство армян были атеистами, но они уважительно относились к церкви, её роли, исторической значимости и к тому, что она полноценно несёт в себе нашу национальную идентичность.
Сегодня, разумеется, ситуация несколько иная; у нас большое количество верующих, они углубили свои познания в христианстве. Порой, встречаешь простых верующих, которые спорят с тобой на уровне богослова, что, конечно, очень приятно. А сказать, что мировоззрение изменилось, - да, в какой-то степени значительная часть нации стала смотреть на мир сквозь призму христианских ценностей. Но, при всём этом мы сегодня наблюдаем другой искус - искус материального, который тотально в последнее время довлеет практически над всем миром.

- Вопрос относительно сект, которые заполонили умы "заблудших душ". В чём проблема этих людей - только ли в финансах, при помощи которых из завлекают в эти секты?

- Дело не только в финансах. Жаль, что они заблудились и идут по ложному пути, не по пути спасения. Здесь играют роль проповедники, насаждающие чувство страха, религиозного страха, примерно так: поезд уходит; если ты не сядешь в последний вагон - ты никогда не будешь спасён. Это играет очень важную роль, потому что таким образом они завлекают в свои сети эти заблудшие души.

- А что мешает им изначально обратиться, так скажем, к праведным отцам, т.е. не к сектантам?

- Вы знаете, это как свободное поле; кто успел, тот и засеял. Т.е. тут играет роль фактор опережения.

- Есть ли люди, покинувшие эти секты?

- Да, у нас есть люди, которые возвращаются. Когда им задаёшь вопрос, а что же с вами просходило там, они все однозначно отвечают - у нас какая-то поволока перед глазами была, не позволявшая нам что-либо видеть кроме сектантской догматики. Происходит нечто вроде гипнотизирования, зомбирования; насилия над сознанием и подсознанием.

- Что же заставляет их отчнуться от подобного "сна"?

Архиепископ Паргев, Предводитель Арцахской (Нагорно-Карабахской) епархии Армянской Апостольской Церкви- Может быть, оборонённая кем-то фраза, или услышанная проповедь какого-то священника. Редко, когда они возвращаются во время диспутов. Иногда бывают случаи, когда пытаешься на логическом уровне показать правильность одного и неправильность другого; но таких случаев очень мало.

- Т.е. человек, зомбированный этими сектами, в итоге, зомбирован не полностью?

- Конечно, у него есть свободная воля, свободный дух, который может среагировать правильно.

- В последнее время, учитывая бешеный технический прогресс и глобализацию, молодёжь стала всё более "компьютерной", всё более материальной, нежели духовной. В такой ситуации очень сложно понять, каким будет будущее молодёжи...

- У каждого человека есть живая душа, данная Богом. Если подойти к ней, найти ключ - она тут же расцветёт. Христианство - это не только мировоззрение, это быт. Вообще, молодёжь - это мобильная, подвижная, самая романтическая часть в любой нации. Нам же, старшему поколению, надо тонко относиться и подходить к этому вопросу; постараться найти методы, чтобы помочь нашей молодёжи. Пусть занимаются компьютером и интернетом, никто не возражает; наверное, надо шагать в ногу со временем, чтобы не отставать. Но при этом не забывать о спасении собственной души и о моральных ценностях, которые необходимы. Я думаю, это надо не грубо и навязчиво насаждать, а просто им предложить выбор. Просто.

- Что же можно сказать, когда человек забывает о том, что ему нужна вера, чтобы он был человеком до конца? Он же сам не интересуется и не приходит в церковь?

- Я думаю, что это очень малая часть. Большая часть всё же ходит в церковь. Одни просто посещают, дают дань национального долга; другие приходят, зная, что Бог есть, надо помолиться, свечку поставить; третьи идут по разумению, по вере своей, - каждый по-разному.

- Я бы хотел коснуться темы разводов, абортов, брошенных детей, - всё это результат бездуховности, отсутствия норм, ответственности перед обществом и самим собой. Как с этим бороться?

- Это слабые устои общества. Раньше же как было: разводы не воспринимались ни одним членом общества, поэтому их было очень мало. Помимо этого, в старые времена христианство играло очень серьёзную роль. Сегодня печально наблюдать тот факт, что семьи рушатся друг за другом, причём, в большом количестве. Как институт, семья, к сожалению, начала слабеть. Здесь большую роль сыграло такое понятие, как эмансипация женщины. Она была блюстительницей очага. А в наш век иногда получается, что женщина зарабатывает в два-три раза больше мужа; также случается, что она зарабатывает, а муж оказывается безработным, и всё это сказывается на моральном климате семьи, что тоже бывает поводом для развода.

- А где же духовный баланс?

- Те семьи, у которых сильны моральные или религиозные принципы, - им, конечно, легче сопротивляться. Если же эти принципы слабо проявляются, то там уже - трагедия.

- Что для Вас понятие свободы, включающей в себя или разделяющейся на духовную, религиозную, свободу в семье, материальную свободу и.т.д. Вредна она, полезна ли, и в каких дозах?

Архиепископ Паргев, Предводитель Арцахской (Нагорно-Карабахской) епархии Армянской Апостольской Церкви- Бог создал каждого человека со свободной волей. Эта воля священна даже для самого Бога. Он не насилует ничью волю. Но, вот, Адам реализовал свою свободу: взял и нарушил заповедь - печально, но факт. Свободой надо распоряжаться всегда разумно, ибо она не есть беспредел. Да, ты можешь стать грешником или святым - это твоё право; самому надо выбирать, но потом отвечать за всё это.
Демократия и свобода печати - всё это хорошо; но свобода слова как свобода волеизъявления, должна быть разумной - не разрушительной, не охаивающией. Можно сказать всё, что хочется, но при этом можно опорочить человека - а разве так можно?
И потом, говорят, что здравая критика полезна; конечно, но она должна быть конструктивной, должна носить характер совета - может быть, лучше сделать так, а не по-другому т.е. при определённом направлении будет хороший эффект. А охаивать и прикрываться свободой - это не морально; наносим часто вред, особенно - личности, вводим её в тяжёлую ситуацию, а потом перед Богом отвечать надо будет; это тоже не следует забывать. Поэтому волей надо уметь правильно распоряжаться, разумно и осторожно.

- Есть очень много атеистов, отрицающих существование Бога, а также чудеса, которые они видели, но приписывают их воле случая и т.д., однако, живут они при этом не хуже, а иногда - даже лучше многих верующих людей. Жизнь по вере и жизнь по совести - это одно и тоже, т.е. грехи, совершённые верующим, более тяжки, чем грехи человека, не признающего Бога, но признающего свои грехи?

- Если христианин грешит, то он осознанно грешит; у него есть знания. "Вам больше дано - с вас и больше спрос", это однозначно. Конечно, это хорошо, что атеист живёт по совести; это очень похвально. Я тоже знаю немало случаев, когда люди были коммунистами, атеистами и вели очень честный образ жизни, что очень здорово. Но у них беда в том, что они не приняли Бога, не приняли крещение; как говорится, - может, им не повезло в этом плане. Здесь уже другой вопрос; апостол Павел говорит: "А что мне до тех, которые вне Закона? Мы говорим о тех, кто ходит под Законом", под Божьим Законом.

- Что кардинально меняется в человеке после Таинства Крещения помимо того, что он понимает то, что принимает? Или, может быть, он до конца не может понять, что же он принял от Бога?

Архиепископ Паргев, Предводитель Арцахской (Нагорно-Карабахской) епархии Армянской Апостольской Церкви - Те, у кого открыто духовное зрение, смотря на крещённого человека, видят золотую нить, идущую от головы к небу, т.е. сразу видно, что он крещён. У некрещённых этой нити, связи нет. Это первое внешнее отличие в духовном плане. Второе: при крещении передаётся часть благодати Святого Духа, которая начинает работать в нём изнутри и помогает ему. Это как бы великая добавочная помощь индивиду; ему уже легче сопротивляться, легче распознавать демонические козни. Можно сказать, что человека вооружают дополнительным оружием или щитом, и если он осознанно прибегает к этому, эта защита намного усиливается.

- Но защита есть в любом случае?

- Да, конечно. Но человек должен пользоваться этой защитой, а не пренебрегать ею. Пренебрегая, он становится уязвимым.

- Есть люди, которые будучи крещёнными, пренебрегают этой помощью, часто отрицают её, не ходят в церковь и говорят о том, что эта сила не только не помогает, но и вообще зачем она нужна. Они при этом ослабляют эту силу, или могут даже убить её?

- Латентно эта сила всегда остаётся в человеке. Он может её обойти, прикрыть и забыть её.

- И даже перейти на сторону демона?

- Разумеется. Есть крещённые люди, которые потом становятся членами "сатанинской церкви".

- Т.е. полной защиты и ограждения нет, если человеческая воля отсутствует?

- Человеческая воля должна присутствовать при этом всегда. Кем бы ты ни был, церковником или мирянином, - твоя свободная воля должна всегда работать, без этого никак нельзя.

- Вопрос по теме т.н. свободных отношений, лучшим вариантом из которых является гражданский брак. Как правило, люди так живут только ради того, чтобы жить друг с другом, не оставаться в одиночестве. Насколько сильно это влияние распространяется дальше, и каким образом можно, если не пропагандировать, то хотя бы блокировать пропаганду этой, якобы прекрасной, свободной жизни во всём?

- Брак - это священное Таинство. Каждый человек это знает или должен знать. Если ты не венчан, твой брак носит элемент греховности; незаконный брак. Сегодня даже не регистрируются ЗАГСом, т.е. тут присутствует вдвойне греховный элемент. Что получается: не венчаны, даже государственную регистрацию не прошли, а - так... Понятно, что, может, они влюблены; может, уважают друг друга и не изменяют друг другу - всё это очень хорошо. Но если два человека так прекрасно относятся друг к другу, то почему бы не пойти под венец, узаконить это, в конце концов? Что, разве есть страх, есть сомнения – ну, тогда возьмём и поменяем свою пару? Вдруг, на всякий случай. Тогда и получается такая жизнь - "а вдруг"...

- А что толкает на подобное людей, живущих вместе? Страх перед финансовыми проблемами, или нечто иное?

- Этот вопрос надо задавать таким людям; они могут более искренно ответить, что же присходит, потому что ответ у каждого может быть разным.

- Одно из названий нашего журнала звучит так: искусство оставаться армянином. Есть ли какие-то правила в отношении того, как остаться армянином даже в Армении в век глобализации, а тем более, в Диаспоре; или это индивидуальное правило каждого армянина?

- Надо быть просто добропорядочным, хорошим, правильным человеком.

- В чём секрет успеха армян в Арцахской (Нагорно-Карабахской) войне? Вопрос относительно армянского духа.

- Тут надо учесть два фактора. Первый: вера народа в справедливость и победу, его непоколебимый дух; и второй: Божья помощь, о которой мы уже знали до карабахских событий - по видению, в котором Богоматерь показала нам, что произойдёт в Арцахе. Два фактора слились воедино.

- А можно поподробнее, где это произошло и когда?

Архиепископ Паргев, Предводитель Арцахской (Нагорно-Карабахской) епархии Армянской Апостольской Церкви- Это было в Гандзасаре в июле 1985 года. Два брата из Карабаха постились неделю и молились; увидели в печальных тонах весь Арцах. Потом Богоматерь лучезарно спустилась с небес и пальцем указывала на какие-то места, где проявлялись смола и кровь. А после этого озарилось небо над Арцахом, Гандзасар стал освещать его; на каждом холме стоял крест, который освещал свою окрестность, и весь народ Арцаха шёл к Гандзасару, к храмам, к этим золотым крестам, все восхваляли Бога, и на этом голубом фоне ясного неба появились два слова золотыми буквами: "Айастан" и "Аватк" - "Армения" и "Вера". Тогда стало ясно, что прольётся кровь, откроются храмы, поднимется вера, и Арцах будет соединён с Арменией.

- Ваши три пожелания, совета, напутствия нашему читателю.

- Любовь, вера и надежда. Лучше этого ничего не может быть на свете.

Вёл беседу Николай Акопов
г. Ереван
 
 

Смотрите также:

  • Секрет ШЕСТЬДЕСЯТ ШЕСТОЙ
  • Эдгар Гянджумян – композитор, чарующая музыка которого буквально пробивает до слёз и одновременно лечит душу
  • Мгер Месропян (МГЕР) - музыкант в третьем поколении, обладатель «Приза зрительских симпатий» на конкурсе "Новая волна-2008"
  • Сос Саркисян - актер театра и кино, Народный артист СССР
  • Альберт Азарян – легенда армянского спорта...


  •  
     
    #1 написал: DorblueNick (16 мая 2013 11:44)
    Информация удалена из-за несоответствия формату журнала - комментарии рекламно-коммерческого характера или содержащие оскорбительные выражения, а также призывы, разжигающие национальную ненависть недопустимы
     
     
    #2 написал: KorkiMuh (16 июля 2015 17:44)
    Информация удалена из-за несоответствия формату журнала - комментарии рекламно-коммерческого характера недопустимы
     
     
    #3 написал: ShprotMuh (24 июля 2015 16:59)
    Информация удалена из-за несоответствия формату журнала - комментарии рекламно-коммерческого характера недопустимы
     
     
    #4 написал: Виктоl (19 октября 2019 19:51)
    Перезвоните мне пожалуйста по номеру. 8 (953) 160-88-92 Виктор.
     
     
    Добавление комментария
    Включите эту картинку для отображения кода безопасности
    обновить если не виден код



     
         
     
     
      О проекте | Команда | Написать письмо в редакцию Rambler's Top100 Copyright © Armenian Art Hall. 2009